"Ақмола облысы білім басқармасының  Бұланды ауданы  бойынша білім бөлімі  Айнакөл ауылының жалпы орта  білім  беретін  мектебі" коммуналдық мемлекеттік мекемесі
Коммунальное государственное учреждение "Общеобразовательная  школа села Айнаколь  отдела образования по Буландынскому району  управления образования Акмолинской области"

СоцСети

    

Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

К.Г. Паустовский «Кот-ворюга»

28.12.2017

Литературное

чтение

Тема:

К.Г.  Паустовский «Кот-ворюга»

Цели:

  познакомить с произведением Паустовского  К.Г. «Кот-ворюга»; обучать приёмам работы над

художественным произведением так, чтобы видеть детали, «мелочи»; умение

раскрывать портрет героя.

Оборудование

и оснащение: ИКТ, тест, портрет писателя.

Ход

урока

I.Эмоциональный настрой

Дополнительная

цель: организовать детей, направить их внимание.

Быстро говорю: " Посмотрите  на меня. 

Смотрим на окно - на потолок - на пол - на соседа - на стены - на

меня".  Начинаем урок.

II  Мотивационный этап

- На уроках

чтения мы с вами учимся правильно, сознательно, бегло и выразительно читать. А

также красиво говорить, но мы не сможем это сделать, если наш речевой аппарат

не будет готов к работе. А в этом нам поможет речевая разминка:

Речевая

разминка. (Скороговорка)

Слайд 1

Кошка

Крошка на окошке кашку кушала по крошке

2. Актуализация знаний, мотивация, целеполагание.

-

Прочитайте эпиграф.

Эпиграф: Добро

всегда добром возвращается. Слайд 2

- Как вы понимаете

эти слова? К концу урока нам предстоит выяснить, какая связь между

произведением и эпиграфом.

Введение в тему урока.

IV. Изучение нового материала.

-

Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением замечательного русского

писателя

(показ

слайда с портретом К. Г. Паустовского) Слайд 3

-

Это К. Г. Паустовский.

3.

Сведения о писателе.

-  Родился

Константин Паустовский в Москве в семье железнодорожного служащего. Детство

провёл в Украине. Учился в Киеве: в гимназии и университете. Переменил множество

профессий – был кондуктором трамвая в Москве, матросом, рабочим, в Первую

мировую войну – санитаром,  потом учил

детей литературе, работал журналистом.   А  в

Отечественную был военным корреспондентом.  

 Никогда не забывал свою малую родину. А

природа – это не только мир лесов, озёр, но и мир животных. Писатель всегда

делает какие-то открытия, хочет оставить в душе читателя след, добрый след.  . 

2. Выставка книг. Показ иллюстраций книг на экране. Слайд 4

Прочитайте

названия некоторых его книг.(«Беспризорная кошка», «Заячьи лапы», «Похождение

жука-носорога», «Растрёпанный воробей» «Жизнь замечательных животных»)

- Кто главные их

герои? (Животные)

- Паустовский

любил бывать в деревне, прикоснуться к природе, почувствовать её прелесть. 

Писатель любил

наблюдать за поведением животных, их поступками. Так обычный деревенский кот

стал литературной знаменитостью.

3.

Проблемная ситуация.

Угадайте,

кто будет главным героем сегодняшнего урока

- Более половины суток эти животные спят.

- В теле этого животного 230 костей (у человека 206)

- Поверхность носа этого животного также неповторима, как отпечатки пальцев у

человека.

У

него бесшумная походка.

Умывается

собственной лапой.

Хорошо

видит в темноте.

Любит

гулять сам по себе.

Да, это кот- самое загадочное животное, которое живет рядом с человеком

Значит,

о ком мы будем читать? Кто герой рассказа?

-

Второе слово из названия – «Ворюга»

(на

экране появляется второе слово из названия)Слайд 5

-

От какого слова образовалось слово «ворюга»? (вор)

-

Кто такой вор? (тот , кто совершает кражу, берёт чужое без разрешения)

-

А ворюга? (презрительное отношение, так говорят о том, кто постоянно совершает

кражи, грабежи )

-

Как вы думаете, почему кот – ворюга? (предположения учащихся)

III. Постановка проблемного вопроса на уроке.

- Написав этот

рассказ, К. Паустовский хотел, чтобы мы, его читатели, поняли одну очень важную

вещь. Какую? Ответить на этот вопрос мы сможем, если будем внимательно читать

рассказ, принимать активное участие в обсуждении и определим основную мысль

рассказа.

(И)  Словарная

работа.

 Отчаяние – состояние безнадёжности, безвыходности

Кукан – верёвка, на которую надевают пойманную

рыбу

Лаз – узкое

отверстие, через которое можно пролезть.

Прорва – здесь:

название реки

а) Предположения

учащихся.

 учащиеся соотносят слова с их

толкованием, дают свои объяснения, затем на экране появляется объяснение этого

слова)

Итак,

начинаем работу над текстом В течение урока вы будете выполнять задания и

заполнять индивидуальную карточку –«Путевого листа»

Критерии

оценивания

Красная звездочка   - вы присутствовали на уроке, но активности

не проявляли.

Желтая - работали на уроке, но допускали

ошибки.

Зеленая - отлично владею материалом, активно

работал 

 

Работа

над текстом. Чтение до слов «Рассмотрев

кота, Рувим задумчиво спросил».

 Стратегия «Семья» Оценивание чтения

Дети

читают текст по частям по цепочке.

  Работа с текстом во время чтения.

г) Вопросы

после чтения  .

- Каким

показался вам рассказ?

- Почему у кота

была кличка – ворюга?

  О каких проделках кота вы прочитали?

- Как он

попался?  Зачитайте.

- Почему решили

вытаскивать кота?

- Как это

сделали?

- В каком

состоянии был кот?

- Почему именно

Ленька смог выманить кота?

исследовательская

работа в  парах

-

Сейчас вы будете работать, используя всю 1-ю и 2-ю часть до слов «Рассмотрев

кота, Рувим задумчиво спросил». Вы должны будете найти в тексте

определённую часть портрета и охарактеризовать кота по данному описанию. (выделенные слова – ключевые)

1

пара – Находит в тексте описание внешнего вида кота-ворюги.

2

пара – Находит описание действий и поступков кота.

Проверка. 

1

 пара  – Рыжий

кот, разорвано ухо и отрублен кусок грязного хвоста, дикие глаза, тощий …

огненно-рыжий … с белыми подпалинками на животе.

- Что вы можете

сказать о коте по его внешнему виду?

- Какие чувства

он у вас вызывает?

Вывод: видно,

что этот кот – задира, забияка, постоянно участвует в драках, бродяжничает, что

у него нет дома. У нас он вызывает чувство жалости.

2

пара   – обворовывал,

ловко прятался, воровал всё: рыбу, мясо, сметану и хлеб, разрыл жестяную банку

с червями, протащил кукан с окунями, уронил колбасу, решился на отчаянный

поступок, украл кусок ливерной колбасы, грозно выл, отчаянно упирался.

- Если бы вы не

знали, что это о коте, то кого вы могли бы представить?

- Какой приём

использует автор для придания коту яркого образа?

- Понравился ли

вам кот? Почему?

Вывод: если бы

не знали, что это о коте, мы бы по действиям сказали, что это делает хулиган –

мальчишка, то есть на лицо явное олицетворение. Нам кот понравился: он смелый,

решительный, самостоятельный. Иного выхода у него нет.

Взаимооценивание

пар. Приклеить стикеры

Чтение

со слов  «Рассмотрев кота, Рувим

задумчиво спросил:

-Что

же нам с ним делать?

А

чтобы сделали вы? (Предположения учащихся)

- Как хотели

поступить с котом после того, как его поймали

- Какое решение

оказалось верным?

- Как изменились

повадки кота? Каким он стал? Почему он стал таким?

 В рассказе К.Паустовского кот преобразился.

Какие изменения произошли с котом? (Он перестал воровать и стал

помогать людям)

- Кто и как

помог коту в этом? (Люди.

Они накормили кота,, и в благодарность, он совершил благородный поступок –

прогнал кур со стола, тем самым произошло его перерождение в «милиционера»)

-

Можем ли мы сказать, что люди совершили волшебство?

(Да,

можем.)

- В этом и

заключается еще одна из тайн преображения кота. Написав этот рассказ,

Паустовский К.Г. хотел, чтобы мы, его читатели, поняли одну очень важную вещь.

Какую?

(Животных

надо любить, ухаживать за ними, кормить и не обижать их. Добрый поступок

способен изменить характер, не только доброе слово кошке приятно, но доброе

действие по отношению к бродячим животным: накормить голодную кошку, собаку

(пусть облезлую, с подпалинами, грязную) – ведь это человек довёл её до такого

состояния)

Нередко

то, чего нельзя достичь путём зла, наказания, жестокости, легко достигается при

помощи доброты.

Выстроить

  схему

произведения в словах (Работа в группе)

        Воровал     Поймали  Накормили        Изменился  

5.

Итог. Осмысление авторской идеи.

- Подходит ли

эпиграф нашего урока  к этому тексту?

- Какова главная

мысль этого произведения?

- Написав этот

рассказ, Паустовский хотел, чтобы мы поняли одну важную вещь.Какую? Посмотрите

на схему.

 Воровал       

 

                      

 

Поймали

                                 

 

 

 

Накормили

                                                          

 

 

 

Изменился  

    

Добро побеждает зло – основная мысль, идея рассказа.

Доброта и

милосердие – великие вещи. Первый раз в жизни, почувствовав к себе доброту,

внимание и заботу, сердце кота отозвалось. Произошло чудесное превращение в

преданного, благородного кота.

-

А какой вывод вы сделали для себя? (Любить животных, не бросать их в

беде. Нести ответственность за них.)

 

Тест-игра

«Самый внимательный читатель» (в рабочих

тетрадях по литературному чтению).

-

А теперь давайте посмотрим, на сколько внимательны вы были во время чтения,

проведём тест-игру «Самый внимательный читатель».

(слайд 20)

Тест-игра.Самопроверка. Самооценивание по ключу

Кот был:

а) серый б) белый в) рыжий

2. Удалось установить, что у кота разорвано ухо:

а) через 2 дня б) через неделю в) через 2 недели

3. Хвост у кота был:

а) пушистый б) облезлый в) грязный

4. Чтобы выследить кота потребовалось:

а) месяц б) 2 месяца в) 2 недели

5. Кот полез с колбасой:

а) на дуб б) на тополь в) на берёзу

Кот свалился с берёзы:

а) как камень б) как футбольный мяч

7. Будил всех:

а) стук яблок б) стон кота в) ветер

8. Чтобы заманить кота, Лёнька прицепил:

а) окуня б) карася в) плотицу

9. Поесть давали коту:

а) сметану б) жареную свинину в) творожники

10. Кот совершил «благородный и неожиданный»

поступок:

а) на следующее утро б) через день в) через 2 дня

(слайд 21)

Ключ:

В

Б

В

А

В

Б

А

В

А, Б, В

А

Проверка: - У кого 9-10 правильных ответов –  в «Путевом листе» закрасьте зеленым цветом

звездочку

У

кого 5-8 правильных ответов –  желтым

цветом

У

кого менее 5 правильных ответов –  красным цветом

8.

Рефлексия.

«Пъедестал

успеха»

Продолжите

фразу: Сегодня на уроке…

Было  интересно…             Я понял, что …

Мне

захотелось …       Урок дал мне для жизни

Трудно

было …         Я почувствовал …

Я

научился …            Я смог …

  Домашнее задание.стр.134-138

-

Проиллюстрируйте наиболее понравившийся эпизод рассказа и подготовьте его

пересказ.

Просмотров: 486

Қосымшалар:



Добавить комментарий



Включить данные в подпись

Текст