Литературное
чтение
Тема:
К.Г. Паустовский «Кот-ворюга»
Цели:
познакомить с произведением Паустовского К.Г. «Кот-ворюга»; обучать приёмам работы над
художественным произведением так, чтобы видеть детали, «мелочи»; умение
раскрывать портрет героя.
Оборудование
и оснащение: ИКТ, тест, портрет писателя.
Ход
урока
I.Эмоциональный настрой
Дополнительная
цель: организовать детей, направить их внимание.
Быстро говорю: " Посмотрите на меня.
Смотрим на окно - на потолок - на пол - на соседа - на стены - на
меня". Начинаем урок.
II Мотивационный этап
- На уроках
чтения мы с вами учимся правильно, сознательно, бегло и выразительно читать. А
также красиво говорить, но мы не сможем это сделать, если наш речевой аппарат
не будет готов к работе. А в этом нам поможет речевая разминка:
Речевая
разминка. (Скороговорка)
Слайд 1
Кошка
Крошка на окошке кашку кушала по крошке
2. Актуализация знаний, мотивация, целеполагание.
-
Прочитайте эпиграф.
Эпиграф: Добро
всегда добром возвращается. Слайд 2
- Как вы понимаете
эти слова? К концу урока нам предстоит выяснить, какая связь между
произведением и эпиграфом.
Введение в тему урока.
IV. Изучение нового материала.
-
Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением замечательного русского
писателя
(показ
слайда с портретом К. Г. Паустовского) Слайд 3
-
Это К. Г. Паустовский.
3.
Сведения о писателе.
- Родился
Константин Паустовский в Москве в семье железнодорожного служащего. Детство
провёл в Украине. Учился в Киеве: в гимназии и университете. Переменил множество
профессий – был кондуктором трамвая в Москве, матросом, рабочим, в Первую
мировую войну – санитаром, потом учил
детей литературе, работал журналистом. А в
Отечественную был военным корреспондентом.
Никогда не забывал свою малую родину. А
природа – это не только мир лесов, озёр, но и мир животных. Писатель всегда
делает какие-то открытия, хочет оставить в душе читателя след, добрый след. .
2. Выставка книг. Показ иллюстраций книг на экране. Слайд 4
Прочитайте
названия некоторых его книг.(«Беспризорная кошка», «Заячьи лапы», «Похождение
жука-носорога», «Растрёпанный воробей» «Жизнь замечательных животных»)
- Кто главные их
герои? (Животные)
- Паустовский
любил бывать в деревне, прикоснуться к природе, почувствовать её прелесть.
Писатель любил
наблюдать за поведением животных, их поступками. Так обычный деревенский кот
стал литературной знаменитостью.
3.
Проблемная ситуация.
Угадайте,
кто будет главным героем сегодняшнего урока
- Более половины суток эти животные спят.
- В теле этого животного 230 костей (у человека 206)
- Поверхность носа этого животного также неповторима, как отпечатки пальцев у
человека.
У
него бесшумная походка.
Умывается
собственной лапой.
Хорошо
видит в темноте.
Любит
гулять сам по себе.
Да, это кот- самое загадочное животное, которое живет рядом с человеком
Значит,
о ком мы будем читать? Кто герой рассказа?
-
Второе слово из названия – «Ворюга»
(на
экране появляется второе слово из названия)Слайд 5
-
От какого слова образовалось слово «ворюга»? (вор)
-
Кто такой вор? (тот , кто совершает кражу, берёт чужое без разрешения)
-
А ворюга? (презрительное отношение, так говорят о том, кто постоянно совершает
кражи, грабежи )
-
Как вы думаете, почему кот – ворюга? (предположения учащихся)
III. Постановка проблемного вопроса на уроке.
- Написав этот
рассказ, К. Паустовский хотел, чтобы мы, его читатели, поняли одну очень важную
вещь. Какую? Ответить на этот вопрос мы сможем, если будем внимательно читать
рассказ, принимать активное участие в обсуждении и определим основную мысль
рассказа.
(И) Словарная
работа.
Отчаяние – состояние безнадёжности, безвыходности
Кукан – верёвка, на которую надевают пойманную
рыбу
Лаз – узкое
отверстие, через которое можно пролезть.
Прорва – здесь:
название реки
а) Предположения
учащихся.
(
учащиеся соотносят слова с их
толкованием, дают свои объяснения, затем на экране появляется объяснение этого
слова)
Итак,
начинаем работу над текстом В течение урока вы будете выполнять задания и
заполнять индивидуальную карточку –«Путевого листа»
Критерии
оценивания
Красная звездочка - вы присутствовали на уроке, но активности
не проявляли.
Желтая - работали на уроке, но допускали
ошибки.
Зеленая - отлично владею материалом, активно
работал
Работа
над текстом. Чтение до слов «Рассмотрев
кота, Рувим задумчиво спросил».
Стратегия «Семья» Оценивание чтения
Дети
читают текст по частям по цепочке.
Работа с текстом во время чтения.
г) Вопросы
после чтения .
- Каким
показался вам рассказ?
- Почему у кота
была кличка – ворюга?
О каких проделках кота вы прочитали?
- Как он
попался? Зачитайте.
- Почему решили
вытаскивать кота?
- Как это
сделали?
- В каком
состоянии был кот?
- Почему именно
Ленька смог выманить кота?
исследовательская
работа в парах
-
Сейчас вы будете работать, используя всю 1-ю и 2-ю часть до слов «Рассмотрев
кота, Рувим задумчиво спросил». Вы должны будете найти в тексте
определённую часть портрета и охарактеризовать кота по данному описанию. (выделенные слова – ключевые)
1
пара – Находит в тексте описание внешнего вида кота-ворюги.
2
пара – Находит описание действий и поступков кота.
Проверка.
1
пара – Рыжий
кот, разорвано ухо и отрублен кусок грязного хвоста, дикие глаза, тощий …
огненно-рыжий … с белыми подпалинками на животе.
- Что вы можете
сказать о коте по его внешнему виду?
- Какие чувства
он у вас вызывает?
Вывод: видно,
что этот кот – задира, забияка, постоянно участвует в драках, бродяжничает, что
у него нет дома. У нас он вызывает чувство жалости.
2
пара – обворовывал,
ловко прятался, воровал всё: рыбу, мясо, сметану и хлеб, разрыл жестяную банку
с червями, протащил кукан с окунями, уронил колбасу, решился на отчаянный
поступок, украл кусок ливерной колбасы, грозно выл, отчаянно упирался.
- Если бы вы не
знали, что это о коте, то кого вы могли бы представить?
- Какой приём
использует автор для придания коту яркого образа?
- Понравился ли
вам кот? Почему?
Вывод: если бы
не знали, что это о коте, мы бы по действиям сказали, что это делает хулиган –
мальчишка, то есть на лицо явное олицетворение. Нам кот понравился: он смелый,
решительный, самостоятельный. Иного выхода у него нет.
Взаимооценивание
пар. Приклеить стикеры
Чтение
со слов «Рассмотрев кота, Рувим
задумчиво спросил:
-Что
же нам с ним делать?
А
чтобы сделали вы? (Предположения учащихся)
- Как хотели
поступить с котом после того, как его поймали
- Какое решение
оказалось верным?
- Как изменились
повадки кота? Каким он стал? Почему он стал таким?
В рассказе К.Паустовского кот преобразился.
Какие изменения произошли с котом? (Он перестал воровать и стал
помогать людям)
- Кто и как
помог коту в этом? (Люди.
Они накормили кота,, и в благодарность, он совершил благородный поступок –
прогнал кур со стола, тем самым произошло его перерождение в «милиционера»)
-
Можем ли мы сказать, что люди совершили волшебство?
(Да,
можем.)
- В этом и
заключается еще одна из тайн преображения кота. Написав этот рассказ,
Паустовский К.Г. хотел, чтобы мы, его читатели, поняли одну очень важную вещь.
Какую?
(Животных
надо любить, ухаживать за ними, кормить и не обижать их. Добрый поступок
способен изменить характер, не только доброе слово кошке приятно, но доброе
действие по отношению к бродячим животным: накормить голодную кошку, собаку
(пусть облезлую, с подпалинами, грязную) – ведь это человек довёл её до такого
состояния)
Нередко
то, чего нельзя достичь путём зла, наказания, жестокости, легко достигается при
помощи доброты.
Выстроить
схему
произведения в словах (Работа в группе)
Воровал Поймали Накормили Изменился
5.
Итог. Осмысление авторской идеи.
- Подходит ли
эпиграф нашего урока к этому тексту?
- Какова главная
мысль этого произведения?
- Написав этот
рассказ, Паустовский хотел, чтобы мы поняли одну важную вещь.Какую? Посмотрите
на схему.
Воровал
Поймали
Накормили
Изменился
Добро побеждает зло – основная мысль, идея рассказа.
Доброта и
милосердие – великие вещи. Первый раз в жизни, почувствовав к себе доброту,
внимание и заботу, сердце кота отозвалось. Произошло чудесное превращение в
преданного, благородного кота.
-
А какой вывод вы сделали для себя? (Любить животных, не бросать их в
беде. Нести ответственность за них.)
Тест-игра
«Самый внимательный читатель» (в рабочих
тетрадях по литературному чтению).
-
А теперь давайте посмотрим, на сколько внимательны вы были во время чтения,
проведём тест-игру «Самый внимательный читатель».
(слайд 20)
Тест-игра.Самопроверка. Самооценивание по ключу
Кот был:
а) серый б) белый в) рыжий
2. Удалось установить, что у кота разорвано ухо:
а) через 2 дня б) через неделю в) через 2 недели
3. Хвост у кота был:
а) пушистый б) облезлый в) грязный
4. Чтобы выследить кота потребовалось:
а) месяц б) 2 месяца в) 2 недели
5. Кот полез с колбасой:
а) на дуб б) на тополь в) на берёзу
Кот свалился с берёзы:
а) как камень б) как футбольный мяч
7. Будил всех:
а) стук яблок б) стон кота в) ветер
8. Чтобы заманить кота, Лёнька прицепил:
а) окуня б) карася в) плотицу
9. Поесть давали коту:
а) сметану б) жареную свинину в) творожники
10. Кот совершил «благородный и неожиданный»
поступок:
а) на следующее утро б) через день в) через 2 дня
(слайд 21)
Ключ:
В
Б
В
А
В
Б
А
В
А, Б, В
А
Проверка: - У кого 9-10 правильных ответов – в «Путевом листе» закрасьте зеленым цветом
звездочку
У
кого 5-8 правильных ответов – желтым
цветом
У
кого менее 5 правильных ответов – красным цветом
8.
Рефлексия.
«Пъедестал
успеха»
Продолжите
фразу: Сегодня на уроке…
Было интересно… Я понял, что …
Мне
захотелось … Урок дал мне для жизни
…
Трудно
было … Я почувствовал …
Я
научился … Я смог …
Домашнее задание.стр.134-138
-
Проиллюстрируйте наиболее понравившийся эпизод рассказа и подготовьте его
пересказ.